Методы оценки функционального состояния

методы оценки функционального состоянияМетодика оценки функционального состояния ребенка

Оглавление
Методы оценки функционального состояния
Примеры оценки показателей морфофункционального развития с помощью одномерных центильных шкал

Функциональное состояние организма – важный критерий комплексной оценки здоровья школьников. Физиометрические показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук), прямо характеризуют функциональное состояние организма. При прочих равных условиях оно будет лучше у того школьника, у которого величина ЖЕЛ и динамометрия выше. Снижение ЖЕЛ, мышечной силы рук может быть следствием, как заболевания, так и гипокинезии. Высокие значения физиометрических показателей всегда указывают на хороший уровень физической дееспособности школьника. Показатели ЖЕЛ и динамометрии, оцененные по 3 – 6 центильным интервалам, считаются удовлетворительными, по 1 – 2 центильным интервалам – неудовлетворительными, по 7 – 8 центильным интервалам – характеризуются как высокие

Если мышечная сила по результатам кистевой динамометрии на левой руке превышает таковую на правой на 2 и более кг, то такой ребенок нуждается в дополнительном обследовании для выяснения факта леворукости или амбидекстрии. Особенно это важно при поступлении в школу, т.к. связано с успешностью последующего обучения.

В целях проведения мониторинга АД по выявлению лиц с артериальной гипертензией предлагаются критические значения его для детей и подростков разных возрастных групп:

— дети 2 — 5-ти лет — не выше 120/80 мм рт.ст.

— дети 6 — 11-ти лет — не выше 130/85 мм рт.ст.

— подростки — не выше 140/90 мм рт.ст.

Следует учесть, что эти данные представлены по измерениям манжетами разной ширины с учетом возраста детей. При отсутствии таковых возможна эмпирическая поправка (Табл. 2).

Таблица 2

Поправки (в мм. рт. ст.) к цифрам систолического давления*, полученным при измерении с помощью стандартной манжетки (для детей 8-12 лет с разным уровнем физического развития)

Возраст

(в годах)

Оценка физического развития

Нормальное

дефицит массы тела

избыток

массы тела

8

+ 10

+ 15

+ 5

9

+ 10

+ 15

+ 5

10

+ 10

+ 15

0

11

+ 5

+ 10

0

12

0

+ 5

0

* Цифры диастолического давления следует рассматривать без поправок, т.к. различия в значении диастолического давления при измерении стандартной и возрастной манжетками несущественны.

За возрастной норматив принимается систолическое артериальное давление (САД) в диапазоне 3 – 6 центильных интервалов. САД, оцененное по 2 и 7 центильным интервалам считается пограничным и детям с такими оценками необходимы повторные измерения АД в динамике. Если устанавливается факт артериальной гипертензии (оценка по 7, 8 ц.и.), то АД измеряется повторно после отдыха ребенка в течение 30 минут. Дети, у которых САД соответствует 1 и 8 интервалам нуждаются в направлении к кардиоревматологу для тщательного обследования, вплоть до стационарного.

Номер центильного интервала ДАД в норме у здоровых детей должен соответствовать таковому у САД ± 1 ц.и. Большая разница свидетельствует о явлениях вегето-сосудистой дистонии (артериальная дискинезия) у ребенка. Специалист в дальнейшем оценивает показатели АД на основании специальных, рекомендованных ВОЗ, таблиц.

Асимметрия систолического артериального давления на плечевых артериях выявляется у одной трети детей. Степень ее выраженности в группе здоровых школьников вариабельна. Различие САД до 5 мм. рт. ст. является скорее редким исключением, а у 25% детей асимметрия достигает 10-14 мм.рт.ст. Представленные результаты определяют необходимость рассматривать в качестве норматива допустимую разницу до 15 мм. рт. ст.

Среди здоровых школьников, как и у взрослых, преобладают индивиды с максимальным значением САД на левой руке. С возрастом увеличивается частота встречаемости детей с асимметрией САД и процент школьников с преобладанием САД слева. Асимметрия САД часто является спутником дисгармоничного физического развития и отражением функциональной асимметрии человека, согласуясь с возрастной динамикой асимметрии роста сосудов плеча.

Преобладание АД на нижних конечностях является достоверно установленным фактом (с 8-10 мес.). В качестве норматива оценки САД на нижних конечностях предлагается величина, полученная из уравнения регрессии от соответствующего АД на верхней конечности (для правой или левой руки).

САД правая нога = 1,20•САД пр. р. ± 10%

САД левая нога = 1,22•САД лев. р. ± 10%

Отклонения, выходящие за указанные пределы, должны служить основанием для обязательного выявления их генеза. Диастолическое артериальное давление на всех конечностях повторяет САД в аспектах его распределения.

Индивидуальная оценка САД основывается на оценке длины тела по возрастным шкалам данного ребенка. Гармоничным является уровень САД, выраженный в номерах центильных интервалов, соответствующий таковому у детей с длиной тела в диапазоне ее с 3 по 6 центильный интервал. Допускается отклонение ±1 ц.и. от номера центильного интервала возрастной длины тела. Большая степень отклонения САД свидетельствует о гипотензии или гипертензии.

За возрастной норматив ЧСС принимаются оценки в диапазоне 3-6 центильных интервалов; значения ЧСС, соответствующие 2 и 7 центильным интервалам считаются пограничными. Брадикардия диагностируется при соответствии ЧСС 1 центильному интервалу, тахикардия — 8 центильному интервалу.

Неудовлетворительная оценка по физиометрическим функциям является показанием для отнесения школьника ко 2-й группе здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *