Центильный метод

центильный методЦентильный метод оценки показателей физического развития детей.

Оценку антропометрических показателей производят по соответствующим стандартам разного типа. В настоящее время практически во всех развитых странах мира для индивидуальной оценки показателей физического развития используется центильный метод, который основывается на создании легко читаемого и удобного для практического использования набора оценочных таблиц и ростовых кривых, построенных на измерении здоровых представителей коренного населения, и в этом смысле вполне соответствующих понятию «стандарты».

Центильный метод дает реальную характеристику показателей в сжатом виде. Центильные оценки наиболее строго и объективно отражают распределение величин измерений у здоровых детей данной возрастно-половой группы. Сущность метода заключается в том, что все варианты изучаемого признака располагают по классам от минимального до максимального значения и путем математического преобразования весь ряд делят на 100 частей. Колонки центильных таблиц показывают границы измеряемого признака для определенной процентной (или центильной) доли всех детей возрастно-половой группы. Используют шкалу, в которой предусмотрено выделение границ 3 (5), 10, 25, 50, 75, 90, 97(95) центилей. Размеры всех центильных интервалов неодинаковы.

Для контроля развития наиболее частое применение находят центильные стандарты двух видов: одномерные центильные шкалы (оценка распределения признаков относительно пола и возраста) и графики (номограммы, показывающие распределение массы тела относительно длины тела).

Оценка по центильным таблицам (одномерным центильным шкалам).

При массовых обследованиях детей для оценки основных антропометрических показателей, выделения групп с «пограничными» значениями и возможными патологическими отклонениями признаков рекомендованы одномерные центильные таблицы. Практическое использование этих таблиц просто и удобно. Каждый измеренный признак помещают в свой коридор (интервал) центильной шкалы в соответствующей таблице. В зависимости номера центильного интервала, который отражает его расположение в ряду, формулируется оценочное суждение и принимается врачебное решение в соответствии со следующей схемой:

1-й центильный интервал – область «низких» величин, встречается редко (не чаще 3 или 5%) у здоровых детей, ребенок требует обследования или консультирования – «Группа диагностики». Имеется одна исторически сложившаяся особенность – при оценке антропометрических показателей обычно за 1 и 8-й ц.и. принимаются 3 и 97-процентные отрезные точки, а ИМТ (BMI) и гемодинамических показателей — 5 и 95-процентные отрезные точки соответственно.

2-й центильный интервал – от 3(5) до 10 центиля, область «сниженных» величин, встречается у 7(5)% здоровых детей, ребенку показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития – «Группа внимания».

3-й центильный интервал – от 10 до 25 центиля, область показателей «ниже средних» величин, встречается у 15 % здоровых детей;

4-й центильный интервал – от 25 до 50 центиля, область показателей «средненизких» величин, встречается у 25 % здоровых детей.

50 центиль представляет собой медиану;

5-й центильный интервал – от 50 до 75 центиля, область показателей «средневысоких» величин, встречается у 25 % здоровых детей;

6-й центильный интервал – от 75 до 90 центиля, область показателей «повышенных» величин, встречается у 15 % здоровых детей;

7-й центильный интервал – от 90 до 97(95) центиля, область «повышенных» величин, встречается у 7(5)% здоровых детей, показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития – «Группа внимания».

8-й центильный интервал – от 97(95) центиля, область «высоких» величин, встречается редко (не чаще 3(5)%) у здоровых детей, высока вероятность патологической природы изменений, ребенок требует обследования или консультирования – «Группа диагностики».

Для скрининговых обследований предлагается относить к вариантам нормы величины в 3 – 6 центильных интервалах (от 10 до 90 центиля), встречающиеся у 80% здоровых детей.

На основе центильных оценок длины тела (ДТ), массы тела (МТ) и окружности грудной клетки (ОГК) определяют гармоничность морфологического состояния организма. Оптимальные соотношения этих показателей обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. На соответствии этих показателей основывается диагностика ожирения. Если разность номеров центильных интервалов между любыми двумя вышеназванными показателями не превышает 1, то развитие следует считать гармоничным. Если эта разность составляет 2, то развитие дисгармоничное, а при разнице в 3 интервала и более мы говорим о резко дисгармоничном или гетерохронном развитии.

Оценка по одномерной центильной шкале дает возможность вычислить темповый соматотип.

Темповый соматотип – это характеристика темпа роста ребенка, определенная на основе номеров центильных оценок ДТ, МТ, ОГК и отражающая биологический возраст ребенка. Соматотип вычисляется как сумма номеров центильных интервалов (возрастно-половой шкалы) для длины, массы тела и окружности грудной клетки. Выделяют 3 вида темпов возрастного развития:

1.МИКРОСОМАТИЧЕСКИЙ тип, характеризующий замедленный темп возрастного развития – сумма баллов от 3 до 10.

2.МЕЗОСОМАТИЧЕСКИЙ тип, характеризующий средний темп роста — сумма баллов от 11 до 17. Данный тип можно разделить на 2 подтипа:

а) микромезосоматический — сумма от 11 до 13 баллов, со среднезамедленным темпом роста;

б) макромезосоматический — сумма от 14 до 17 баллов со среднеускоренным темпом роста.

3.МАКРОСОМАТИЧЕСКИЙ тип, характеризующийся ускоренными темпами развития – сумма баллов от 18 до 24.

Оценить статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий