Угрожающие состояния у детей

Угрожающие состояния у детейУгрожающее состояние — это состояние, при котором существует декомпенсация жизненно важных систем организма ребенка, а именно: дыхания, кровообращения или нервной системы или же есть опасность их возникновения. При этом, чем тяжелее угрожающее состояние, тем более экстренная помощь нужна больному.

В подобных ситуациях стоят 2 задачи:

1) диагностика угрожаемого состояния и

2) его неотложно лечение. При этом нужно стремиться не только к ликвидации угрожающего состояния, но и стремиться к окончательно ликвидации патологического процесса.

В диагностике угрожающего состояния, разумеется, важное значение придается анамнезу, хотя собрать его почти всегда сложно в связи с ограниченностью во времени; поэтому из анамнеза прежде всего нужно получить ответ на:

а) какие обстоятельства предшествовали началу угрожающего жизни состояния;

б) в чем проявилось ухудшение состояния;

в) сколько времени прошло с момента резкого ухудшения состояния. В анамнезе жизни необходимо уточнить существование факторов, влияющих на тяжесть и генез угрожающего состояния. Отрицательное прогностическое значение имеет ранний возраст, усложненные беременности данным ребенком и роды, раннее искусственное вскармливание, пороки внутренних органон энцефалопатии, аллергические реакции, повторные частые инфекции.

Особенность физикального обследования ребенка в экстренных ситуациях также обусловлен; ограниченностью во времени. Прежде всего необходимо оценить при физикальном обследовании адекватность дыхания. О неадекватности дыхания свидетельствуют нарушения его ритма, орадипноз различные типы патологического дыхания в сочетании с бледно-цианотичной окраской кожи.

Вторая важная задача в оценке тяжести состояния ребенка заключается в оценке кровообращения. Ориентировочно о состоянии центральной гемодинамики можно судить по пульсу, о периферическом по окраске кожных покровов. Следует учитывать: чем больше выражена гипоксия, тем с большей вероятностью тахикардия сменяется брадикардией, аритмиями и снижением артериального давления,

Третья важная задача физикального исследования больного — выяснение степени возбуждения или угнетения ЦНС. У детей старше года, определение степени утраты сознания не представляет трудностей, сложнее это сделать у ребенка первых двух месяцев жизни. В этих случаях ориентирами для оценки состояния могут служить реакции сосредоточения на звуковые или зрительные раздражения к эмоциональный ответ на положительные или отрицательные воздействия, как-то реакция на мать, похлопывание по щекам и т.д. Если сознание ребенка утрачено, то необходимо обратить внимание на ширину зрачков и их реакцию на свет. Широкие, не реагирующие на свет зрачки — признак глубокого угнетения ЦНС. У таких детей нужно проверить реакцию на боль, рефлексы с гортани и глотки, позволяющие определить глубину комы. Если сознание сохранено, то следует обратить внимание, насколько ребенок заторможен или возбужден, т.к. эти симптомы могут быть признаками интоксикации и гипоксии ЦНС.

При судорогах учитывают их сочетание с расстройствами дыхания, состояние мышечного тонуса (гипер-/гипотония) и характер судорожного синдрома, т.е. преобладание клинического или тонического компонента. Отсутствие мышечного тонуса и тонический компонент свидетельствуют прежде всего о стволовых расстройствах.

Первичная ориентировочная оценка состояния дыхания, кровообращения и нервной системы заканчивается выявлением прогностических неблагоприятных симптомов, которые объединяются в патологические синдромы. После оказания необходимого реанимационного пособия необходим более детальный осмотр ребенка. Физикальное обследование должно завершаться формулировкой диагноза, включающего характеристику заболевания по нозологии и степени тяжести с выделением, как уже говорилось, ведущего синдрома или синдромов, требующих неотложных лечебных мероприятий. Оценив степень их тяжести, следует решить вопрос о последовательности лечебных мероприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *