Острая кровопотеря — это быстрая безвозвратная потеря крови организмом в результате кровотечения через стенки поврежденных сосудов.
Нарушения гомеостаза, возникающие в результате острой кровопотери, являются следствием резкого ухудшения функции центральной гемодинамики, последующих расстройств периферического кровообращения и транскапиллярного обмена.
Острая кровопотеря вызывает внезапное уменьшение объема циркулирующей крови (ОЦК), что влечет за собой потерю жизненно важного соответствия ОЦК и сосудистой емкости, т.е. фактора, определяющего величину общего периферического сопротивления (ОПС). Резкое снижение ОПС обусловливает ухудшение функции сердца — снижаются ударный объем сердца (УОС) и минутный объем кровообращения (МОК). Без достаточного ОПС удержать на должном уровне внутрисосудистое кровяное (артериальное) давление невозможно. Таким образом, гиповолемия, вызванная острой кровопотерей, служит первопричиной снижения ОПС, а затем и артериального давления, прогрессирующее падение которого характеризует развитие клинической картины геморрагического шока. Степень снижения артериального давления при острой кровопотере находится в прямой зависимости от дефицита ОЦК. Острая постгеморрагическая анемия служит пусковым механизмом нарушений центральной гемодинамики, а затем и всех остальных систем организма, функционально с ней связанных. Продолжительная по времени гиподинамия приводит к развитию тяжелых расстройств микроциркуляции.
Недостаточность центральной гемодинамики на почве острой гиповолемии проявляется уменьшением скорости кровотока в капиллярном русле, повышением вязкости циркулирующей крови. В ткани легких кровоизлияния в альвеолах и малых бронхах травмируют альвеолярный эпителий, нарушают синтез легочного сурфактанта, предотвращающего спадение альвеол, и затрудняют диффузию газов через альвеолярно-капиллярную мембрану. Создаются предпосылки для возникновения пневмонии и ателектазов. Существенные нарушения микроциркуляции происходят в почках и печени. Неизбежным следствием замедления капиллярного кровотока является развитие гиперкоагуляционного синдрома, что углубляет расстройства капиллярного обращения.
В результате нарушений реологических свойств крови и микроциркуляции в значительной степени изменяется гидродинамическое и онкотическое внутрикапиллярное давление, что нарушает процессы ультрафильтрации на артериальном и реабсорбции — на венозном участке капиллярного русла. Снижение скорости кровотока и его шунтирование ведет к нарушению снабжения тканей кислородом, создаются предпосылки для серьезных нарушений кислородного обмена, ткани организма испытывают кислородное голодание.
Лишь потеря не более 25% ОЦК может быть компенсирована организмом за счет защитно-приспособительных механизмов. В первую очередь ведущую роль играют механизмы системной вазоконстрикции и шунтирования кровотока, способствующие перераспределению крови (централизация кровообращения), обеспечивающие в экстремальных состояниях кровоснабжение головного мозга и сердца. Кроме того, важную роль играет реакция гидремии, т.е. аутогемодилюция, которая способствует наполнению сосудов интерстициальной жидкостью, уменьшая дефицит ОЦК (Albert S.H., 1963). Генерализованная вазоконстрикция, способствующая централизации кровообращения и повышению ОПС, обеспечивает усиление УОС и увеличение МОК. В результате, несмотря на постгеморрагическую гиповолемию, повышается артериальное давление, восстанавливается центральная гемодинамика. Восстановление нормоволемии происходит на следующем этапе, в процессе развития защитных реакций со стороны микроциркуляции и транскапиллярного обмена, в частности реакции аутогемодилюции. При повышении артериального давления транскапиллярный обмен изменяется в пользу сосудистого русла, что ведет к снижению венозного и гидростатического давления и прекращению диффузии жидкой части крови в интерстициальное пространство. Повышенное гидростатическое давление в интерстициальном пространстве способствует переходу излишка жидкости в сосудистое пространство, увеличивая тем самым ОЦП и разжижая сгущенную кровь в капиллярном русле (патологических и физиологических депо). К физиологическим депо организма, в которых содержится аутокровь, относятся нефункционирующие капилляры (90% общего их числа), в которых содержится от 4 до 5 л крови, имеющей гематокрит 60-70. Так, в печени содержится 20% депонированной крови (гематокрит 40), в селезенке — 16% (гематокрит 60) и т.д. Основной резерв депонированной крови находится в капиллярной сети мышечной ткани скелетной мускулатуры.