Кормление ребенка на начальном этапе

Кормление ребенка на начальном этапеДля становления полноценной лактации и успешного грудного вскармливания важнейшее значение имеет самый ранний период — период пребывания матери и ребенка в родильном доме.

Многие десятилетия XX века в развитых странах, в том числе в России, принятые методики родовспоможения и ухода за новорожденным недостаточно способствовали поддержке грудного вскармливания. В настоящее время они пересмотрены. Мощным стимулом к этому послужило принятие в 1989 г. совместной Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания», а затем программы под названием «Baby friendly hospital». Основой программы являются «Десять принципов успешного грудного вскармливания». Преимущественно они относятся к самому раннему периоду вскармливания, осуществляемому в роддоме. С 1995 г. методика ВОЗ/ЮНИСЕФ стала внедряться в практическое здравоохранение России. Первый опыт показал, что при достаточно строгом и последовательном соблюдении этих принципов количество детей, вскармливаемых грудью до 3-х месяцев жизни, увеличивается с 30-40% до 75-80%.

Принципы правильной организации грудного вскармливания на начальном этапе:

1. Необходимо обучать медицинский персонал в системе «женская консультация — родильный дом — детская поликлиника — отделение патологии детей раннего возраста больниц» навыкам для осуществления грудного вскармливания. Все медицинские работники — от врача до санитарки — должны быть убежденными сторонниками грудного вскармливания и активно его поощрять и поддерживать.

2. Необходимо формировать у матерей уверенность в необходимости и успешности грудного вскармливания, осуществлять психологическую поддержку матери.

3.  Необходимо практиковать раннее прикладывание здорового ребенка к груди матери после рождения. Помогать матерям начать кормление грудью (первое прикладывание к груди) через 20-30 минут после родов. К этому времени ребенок, как правило, уже отдохнул, начинает совершать активные движения и готов сосать. Его выкладывают на живот матери — контакт «кожа к коже». Благодаря врожденному безусловному рефлексу ползания ребенок начинает двигаться по направлению к груди; благодаря поисковому рефлексу при прикосновении соска к коже щек или губам, ребенок широко раскрывает рот и присасывается к груди. В случае отсутствия активного поиска ребенку следует помочь. При прикосновении соска к небу включается сосательный рефлекс, а при наполнении молоком полости рта — глотательный (рис. 3).

Контакт «кожа к коже» и сам процесс сосания стимулируют синтез и секрецию гормонов, ответственных за выработку и выделение молока.

Рефлексы ребенка

Рис. 3. Рефлексы ребенка.

Захватывающий — когда что-то касается губ ребенка, он открывает рот, язык опускается вниз и выдвигается вперед.

Сосательный — когда что-то касается неба ребенка, он начинает сосать.

Глотательный — когда рот ребенка наполняется молоком, он глотает.

Именно лактационные рефлексы обеспечивают запуск и становление лактации, поэтому важно первое прикладывание ребенка к груди матери осуществить не позже 1 часа после рождения, когда рефлексы ребенка и чувствительность области сосок-ареола наиболее высоки. Прикладывание ребенка к груди матери через 2-3 часа после родов малоэффективно, так как ребенок будет спать. Очень плохо, если первое кормление новорожденного проводится не из материнской груди, а из соски (предлактационное кормление), так как оно задерживает запуск механизмов лактации. Исследования экспертов ВОЗ показали, что даже одного-двух предлактационных кормлений достаточно, чтобы грудное вскармливание не состоялось

4. Необходимо обучать матерей навыкам и технике грудного вскармливания, даже если мать временно отделена от ребенка. Контролировать правильность положения ребенка у груди матери, полноту захвата соска и ареолы, процесс высасывания молока и помогать матери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *