Терапия апаллического синдрома (ас) у детей

Терапия апаллического синдрома (АС) у детей

Донецкий областной детский клинический центр нейрореабилитации

Апаллический синдром (АС) — тяжелое поле этиологический состояние, которое характеризуется потерей сознания при сохранении цикла сна-бодрствования в комбинации с разнообразным неврологическим дефицитом. Терапия апаллического синдрома может быть условно разделена на три этапа: лечение в стадии формирования АС, лечение собственно АС и лечение его последствий.

Первый этап осуществляется в условиях реанимационных отделений и направлен на предупреждение формирования АС. Второй этап — это лечение уже сформировавшегося АС, которое проводится в неврологических отделениях. Третий этап базируется на поддерживающей и симптоматической терапии при завершенном апаллическом синдроме и присоединении посильной медицинской и социальной реабилитации в случае восстановления сознания.

 

Мы наблюдали 15 мальчиков и 14 девочек в возрасте от 3 месяцев до 14 лет с апаллическим синдромом различной этиологии: менингоэнцефалиты — 16 (55,2%), анафилактический шок — 2 (6,9%), механическая асфиксия — 3 (10,3%), отравления манинил — 1 (3,4%), ботулизм — 1 (3,4%), эпилептический статус — 2 (6,9%), электротравма — 2 (6,9%), утопление — 2 (6, 9%). Продолжительность АС до начала терапии колебалась от 1 недели до 9 месяцев. Катамнез составлял от 6 месяцев до 5 лет.

Нами была разработана оригинальная методика многомесячного курсового лечения АС и его выходов, которая включает в себя введение никотиновой кислоты в максимальных дозах, применение современных ноотропных препаратов, краниопунктуру, электрокраниопунктура, корпорально и аурикулярных акупунктуру, сенсорную стимуляцию. Доза никотиновой кислоты постепенно повышалась по 0,5-1 мл до максимально переносимой, после чего она так же постепенно знижалася. На высоте действия никотиновой кислоты (гиперемии) проводилась краниопунктура или електрокраниопунктура. Использовались следующие зоны: вазо- и психомоторная, психоафективна, гиперкинезов, противоэпилептическая, вестибулокохлеарна, языковая, равновесия.

Кроме електрокраниопунктуры применялась корпорально и аурикулярных иглоукалывание — использовали меридианы, яки уходят своим внутренним ходом через мозг — задний срединный (Т), мочевого пузыря (V), трех полостей (т.), печени (Р), сердца (С). За 4-6 часов после никотиновой кислоты проводились внутривенные капельные инфузии инстенон (1-2 мл) в чередовании с лецитин-холином (2-4 мл). С перораль них препаратов ноотропной действия предпочтение отдавали когитуму и танакан. В периоды бодрствования с целью стимуляции искусственно воспроизводилась насыщенное сенсорное окружение, которое состоит в почти постоянном тактильном контакте больного и смотрителя, частом обращении к ребенку, ярком освещении, прослушивании музыки и др.. У детей с восстановлением сознания в дальнейшем мы повторяли курсы такой терапии в целях снижения степени психоневрологического дефицита с изменением схемы краниопунктуры, электростимуляции и корпорального иглоукалывание соответствии с неврологической симптоматики. Такое лечение проводили курсами по 1,5-2 месяца 2-4 раза в год. У больных без динамики в течение 4-6 месяцев проведения интенсивных курсов прекращали и ограничивались симптоматической терапией.

Результаты терапии мы распределили на 3 группы:

1) — отсутствие эффекта,

2) — слабая позитивная динамика,

3) — выраженная положительная динамика.

Отсутствие динамики — это хранение состояния бессознательности и отсутствие каких-либо других положительных изменений. Слабая положительная динамика проявляется смягчением неврологической и соматической симптоматики, появлением положительных эмоций без других признаков психической деятельности. Выраженная положительная динамика — это восстановление сознания и психической деятельности в сочетании с уменьшением степени неврологического дефицита. У больных с восстановлением сознания для оценки эффекта дальнейшей терапии мы использовали комбинированную балльную шкалу, которая учитывала степени парезов, ступней снижение интеллекта, наличие и степень поражения органов чувств, речевые расстройства, эпилептические припадки, способность к самообслуживания и обучения.

Через 3 месяца от начала терапии положительная динамика отсутствовала у 19 больных (65,5%). Слабая положительная динамика имела место 5 детей (17,2%). Восстановление сознания произошло в 5 случаях (17,2%).

Таким образом, методика интенсивной терапии, которую мы предлагаем, может быть эффективной как при апаллическом синдроме и его последствиях, так может быть полезной при лечении неврологического дефицита другой этиологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *