Скрининговая оценка физического развития ребенка
Оглавление |
---|
Скрининговая оценка |
Примеры оценки антропометрических показателей по скрининг тесту |
На основе центильного метода и использования феномена относительного постоянства соотношений массы и длины тела у детей и подростков разработан объективный и простой для применения способ оценки этих ведущих показателей физического развития. Выработанная в ходе эволюции устойчивость между основными показателями физического развития обосновывает использование вневозрастных стандартов оценки массы тела по длине тела в качестве эффективного антропометрического скрининга для выявления детей с отклонениями в физическом развитии.
Ведущие показатели физического развития представлены в системе двух координат, где по вертикали дана длина (см), а по горизонтали — масса тела (кг). Параллельно оси ординат нанесены одномерные центильные шкалы по длине тела. В центре изображена номограмма оценки соответствия массы тела его длине, т.е. индекса пропорциональности (ИП= МТ/ДТ). Цифрами 1 — 8 обозначены уже известные значения центильных интервалов. Для характеристики физического развития школьников необходимо определить центильную оценку ДТ по возрастной шкале, а затем по номограмме определить оценку индекса пропорциональности, который отражает степень соответствия массы тела его длине.
В антропометрических стандартах вневозрастные шкалы используют у мальчиков до длины тела 145 см, а у девочек – до длины тела 137 см, что примерно соответствует 8-летнему возрасту. Для более высокорослых детей ИП теряет свою правомочность, обоснованность и практическую ценность. В других ростовых подгруппах старших школьников гармоничность развития оценивается посредством «Индекса массы тела» (ИМТ или в английской интерпретации BMI). ИМТ – это частное от деления массы тела в килограммах на длину тела в метрах, возведенную в квадрат:
ИМТ = Масса тела в кг / (Длина тела в м)2
ИМТ нормируется по центильной шкале возрастного распределения, которая представлена в оценочных таблицах Приложения 5.
Для практики оценки развития представляет интерес сочетанная оценка основных антропометрических признаков. В зависимости от сочетания оценок длины тела, индекса пропорциональности или ИМТ определяется группа физического развития по следующей схеме:
1. Нормальное физическое развитие – положение параметров ДТ в зоне 2-7 и ИП (ИМТ) в зоне 3-6.
Отклонения в развитии:
2. Повышенная и высокая масса тела – положение параметров ДТ в зоне 2-7 и ИП (ИМТ) в зоне 7-8.
3. Сниженная и низкая масса тела — положение параметров ДТ в зоне 2-7 и ИП (ИМТ) в зоне 1-2.
4. Высокая длина тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при любых значениях ИП (ИМТ).
5. Низкая длина тела — положение параметров ДТ в зоне 1 при любых значениях ИП (ИМТ).
В педиатрической практике для решения вопросов оздоровительно-реабилитационных мероприятий, профессиональной и спортивной ориентации у детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях с разной вариативностью образовательного процесса, в том числе с инновационными образовательными технологиями, в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется применение более детальной схемы диагностики группы физического развития:
1. Нормальное физическое развитие – положение параметров ДТ в зоне 2-7 и ИП (ИМТ) в зоне 3-6.
Отклонения в развитии:
2. Повышенная и высокая масса тела – положение параметров ДТ в зоне 2-7 и ИП (ИМТ) в зоне 7-8.
3. Сниженная и низкая масса тела — положение параметров ДТ в зоне 2-7 и ИП (ИМТ) в зоне 1-2.
4. Высокая длина тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при любых значениях ИП (ИМТ):
А) Высокая длина тела при нормальных значениях массы тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при ИП (ИМТ) в зоне 3-6;
Б) Высокая длина тела при низких значениях массы тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при ИП (ИМТ) в зоне 2;
В) Высокая длина тела при очень низких значениях массы тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при ИП (ИМТ) в зоне 1;
Г) Высокая длина тела при высоких значениях массы тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при ИП (ИМТ) в зоне 7;
Д) Высокая длина тела при очень высоких значениях массы тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при ИП (ИМТ) в зоне 8;
5. Низкая длина тела — положение параметров ДТ в зоне 1 при любых значениях ИП (ИМТ):
А) Низкая длина тела при нормальных значениях массы тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при ИП (ИМТ) в зоне 3-6;
Б) Низкая длина тела при низких значениях массы тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при ИП (ИМТ) в зоне 2;
В) Низкая длина тела при очень низких значениях массы тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при ИП (ИМТ) в зоне 1;
Г) Низкая длина тела при высоких значениях массы тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при ИП (ИМТ) в зоне 7;
Д) Низкая длина тела при очень высоких значениях массы тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при ИП (ИМТ) в зоне 8.
Одним из важных аспектов использования ИМТ является оценка статуса питания у мальчиков подросткового возраста при организации медицинского обеспечения всех этапов подготовки к воинской службе в соответствии с информационно-методическим письмом «Оценка морфо-функционального статуса призывной молодежи и возможности его коррекции» (утверждено Военным комиссаром Нижегородской области В.А. Харалгиным 17.04.2000 г.). Для скрининговой оценки состояния питания подростков 15-17 лет используются возрастные нормированные показатели ИМТ. Состояние питания подростка считают нормальным, когда его ИМТ оценивается по 3-6 центильным интервалам. Подростки с оценкой по 2 и 7 центильным интервалам составляют группу риска и требуют динамического наблюдения. Допризывники с оценкой ИМТ, равной 1 и 8 интервалам направляются в лечебно-профилактические учреждения для углубленной диагностики.