Подготовка к грудному вскармливанию должна начинаться одновременно с первыми шагами дифференцированного воспитания мальчиков и девочек. Каждая девочка, а затем и женщина должна понимать, что кормление грудью такой же важный элемент материнства, как беременность и роды. Необходимо формировать психологическую установку будущих матерей на необходимость кормления ребенка грудью. Беременная женщина должна иметь Четкие представления о преимуществах грудного вскармливания, об опасностях искусственного вскармливания, о механизмах и способах поддержки лактации. У беременной женщины необходимо выработать «доминанту лактации» и настрой на необходимость длительного грудного вскармливания будущего ребенка.
Одним из главных условий правильного развития плода и будущего ребенка, а также полноценного грудного вскармливания является рациональное многокомпонентное сбалансированное питание женщины до зачатия и во время беременности.
Во время беременности возрастает потребность женщины в энергии, белковом обеспечении, витаминах, минералах и микроэлементах. Доказано, что дефицит некоторых микронутриентов (фолиевая кислота, йод, железо, цинк, селен и др.) перед зачатием и во время беременности приводит к увеличению частоты врожденных пороков развития (эмбриофетопатии), к задержке роста и развития плода, появлению заболеваний в постнатальной жизни.
Первичная (органическая) неспособность к лактации встречается достаточно редко (от 3 до 8% по данным разных авторов). Всякая неудача в грудном вскармливании определяется, прежде всего, или недостаточными умениями и навыками родильницы, то есть недостаточным обучением ее медицинским персоналом, или недостаточной убежденностью матери в необходимости кормления ребенка грудью и отсутствием психологической поддержки, как со стороны медицинских работников, так и семьи.