Воля – способность человека сознательно контролировать свои действия и активно направлять их на достижение поставленных целей, преодоление трудностей. Отдельные, сознательно регулируемые, контролирующиеся действия, называются волевыми, произвольными. Их совокупность, имеющая общую цель, программу, называется деятельностью.
Этапы волевого действия:
1. Ставится цель и возникает стремление достичь её.
2. Выбор средств и путей достижения цели.
3. Преодоление борьбы мотивов и принятие решения действовать.
4. Исполнение принятого решения.
Симптомы нарушения воли: гипо-, а-, гипербулия, парабулия.
Гипобулия, её виды.
Нарушение 1-го этапа – нецелеустремлённость, неинициативность, в крайних формах – абулия (апато-абулический синдром). При нарушении 2-го – неспособность рассчитать свои действия, в результате их хаотичность и непоследовательность. Нарушен 3-й – нерешительность, навязчивые переживания. Слабость 2-го и 3-го этапов может проявляться импульсивностью, чрезмерной внушаемостью, крайняя её степень – конформизм (напр., зависимое расстройство личности); при крайней её степени – амбитендентность (т.н. амбивалентность действий); также – упрямство, негативизм, крайняя их степень – нонконформизм (бунтари, молодёжные движения – хиппи, панки), также избыточной мечтательностью по типу Манилова. Слабость 4-го этапа – неисполнительный человек.
Гипербулия – крайняя решительность и неуклонность, достижение цели любыми средствами и не считаясь с потерями.
Парабулия – извращение воли – отчуждение от собственных двигательных актов, влечений, желаний – «делают», «не мои» (при параноидном синдроме, например).
Волевая активность и моторика, развитие у детей. Описывается типология и интенсивность проявления инстинктивных актов, таких, как сексуальное, пищевое, комфортное, агонистическое, альтруистическое, миграционное, родительское поведение, поведение доминантности и иерархии, территориальное поведение. В моторике выявляются степени недостаточности, активности, имитативности. Также отмечаются особенности мимики, координации, симптомы нарушений поведения (ступор, галлюцинаторно или бредообусловленное возбуждение и др.).
Развитие двигательных функций:
0 – 1 мес.: флексорная мышечная гипертония.
1 – 3 мес.: снижение флексорной гипертонии, нарастает объем движений, разведение рук, недлительное удерживание игрушки, задевание, толкание ее. На спине ребенок сгибает голову, тянется вперед – эта реакция особенно выражена перед кормлением. При виде яркой игрушки вначале происходит зрительное сосредоточение, затем оживление и вскидывание рук.
3 – 6 мес.: нормальный мышечный тонус, активные руки, переворачивание со спины на живот, на бок. Ребенок очень хорошо держит голову, сидит. Активизация тактильного анализатора (ощупывание), заменяется зрительным – рассматривание собственных рук. Развивается произвольное захватывание предметов, совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация.
6 – 9 мес.: полное развитие выпрямляющих рефлексов туловища – удержание равновесия, выпрямление, вращение. Ребенок хорошо сидит, ползает, стоит у барьера. Развиваются тонкие движения руки и пальцев, повторные подражательные движения. Движения рук контролируются зрением. Развивается не только захват, но и умение разжать кисть, захватить двумя пальцами мелкий предмет, сложить пирамидку.
9 – 12 мес.: совершенствование ползания на четвереньках, стояния, ходьбы, совершение реципрокных действий. Продолжается совершенствование функции руки – захват предметов полным противопоставлением большого пальца, активация движений одной рукой, чаще правой.
12 – 24 мес.: развиваются статическое равновесие, устойчивая походка. Ребенок ходит по лестнице, ударяет по мячу, строит башни, листает книги. Отмечается правильная последовательность действий (играет в песочнице и т. д.) помогает при одевании.
24 – 36 мес.: ходит с предметом в руке, самостоятельно ходит по лестнице. Бросает мяч и ловит его. Сохраняет равновесие. Разворачивает конфеты. Рисует вертикальные и горизонтальные черточки, круги. Начинает самостоятельно есть, используя ложку и вилку.