Внимание – это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. Оно рассматривается не как психический процесс, являющийся самостоятельной формой отражения, а как процесс, организующий другие формы отражения (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, эмоции), в результате чего что-то отражается в сознании более отчетливо, а другое менее отчетливо.
Функции внимания:
— отбор значимых для человека воздействий и игнорирование (торможение) других несущественных, побочных воздействий;
— удержание, сохранение в сознании определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
— регуляция и контроль протекания деятельности.
С вниманием связаны и такие сложные процессы, как ожидание, установка, апперцепция и другие. На процесс внимания существенное влияние оказывает тип высшей нервной деятельности – темперамент, навыки и умения в данной сфере и заинтересованность человека в той или иной деятельности, требующей сосредоточенности.
Формы и уровни внимания
Внимание способствует селективности (избирательности) протекания любых психических процессов, поэтому можно выделить несколько форм внимания:
а) сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и другие);
б) моторное (двигательное) внимание;
в) эмоциональное внимание (связано с эмоционально-значимыми стимулами, с процессами запечатления информации);
г) интеллектуальное внимание (связано с процессом обдумывания).
Иногда говорят о внешнем внимании (направленность сознания на предметы, явления внешней среды и свои внешние действия) и внутреннем внимании (направленность внимания на явления и состояния внутренней среды организма).
Виды внимания
Непроизвольное внимание осуществляется непреднамеренно, без волевых усилий, определяется самим объектом и актуальным психическим состоянием человека. Для его поддержания требуются новизна раздражителей, их контрастность. Оно складывается стихийно, т.е. направленность и сосредоточенность на объекте или виде деятельности диктуется объектом и текущим состоянием субъекта. В механизмах произвольного внимания важны общие навыки и умение к сосредоточенности, формирующиеся в процессе обучения.
Произвольное внимание тесно связано с волей человека, сознательно поставленной целью. В данном случае предполагается использование специальных приемов сосредоточения, организации своего восприятия или мыслей. Произвольное внимание у взрослого человека направляется прежде всего речевыми стимулами, т.е. оно тесно связано с речевой системой.
Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, а затем этот процесс вызывает нарастающий интерес и внимание продолжает удерживаться уже без всякого волевого усилия. Таким образом, послепроизвольное внимание, появляясь вслед за произвольным, не может быть сведено к нему. Оно не является и вариантом непроизвольного внимания, т.к. связано с сознательно поставленной целью.
Свойства внимания – это объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределяемость.
Объем – это количеством идей, объектов и видов деятельности, которые одновременно может удерживать и контролировать человек; т.е. объём внимания связан с числом одновременно отражаемых в сознании объектов.
Установлено, что при восприятии множества простых объектов (букв, цифр, фигурок и пр.) в интервале времени 0,07 – 0,1 секунды объем внимания у взрослого человека равен 5 – 7, в среднем 7 элементов (связь с кратковременным запоминанием).
Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять внимание на одном объекте, роде занятий, противостоять отвлечению внимания. Это свойство в большей степени зависит от состояния высшей нервной деятельности, чем от иных факторов. Тесная связь устойчивости внимания с психофизиологическими процессами приводит к тому, что любое соматическое страдание, проявляющееся астеническими симптомами, нарушает данное свойство внимания.
Концентрация (сосредоточенность) – способность фокусировать внимание на одних объектах, игнорируя другие при наличии помех. Сосредоточенность внимания в меньшей степени, чем устойчивость, связано с психофизиологическими процессами. Причины качества концентрации кроются в мотивации: деятельность человека, которая является значимой для него, интересует его, способна привести к большей сосредоточенности, чем безразличная и неинтересная.
Переключаемость – сознательное быстрое перемещение внимания с одного объекта на другой без существенной потери способности к концентрации.
Выделяют ряд показателей переключаемости внимания:
— время, затрачиваемое на переключение внимания;
— продуктивность (производительность) работы по сравнению с объемом ее или временем выполнения определенного объема работы без переключения внимания;
— качество, т.е. точность или наличие ошибок, обусловленных переключением.
Распределяемость – способность направлять и сосредоточивать внимание на нескольких объектах или выполнении различных действий. Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от однородности или разнородности совмещаемых видов деятельности, их сложности, степени их привычности. Труднее совмещать два вида умственной деятельности и более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении моторной и умственной деятельности.