Информацию о физиологии менструального цикла учёные получили в начале 30–х. годов нашего века. В 1937 году было доказано подавляющее овуляцию действие прогестерона, что привело в 1956 году к созданию противозачаточных таблеток первого поколения, содержащих как прогестиновый, так и эстрогенный компоненты. Однако многие исследователи были обеспокоены возможным отрицательным влиянием больших доз гормонов на организм женщины, так появились таблетки второго и третьего поколения, в составе которых 35 мкг и меньше эстрогенного компонента и 1 мг и менее – прогестинового. В начале 80–х. годов двадцатого столетия появился новый вид гормональных контрацептивов – чисто прогестиновые контрацептивы, в составе которых вообще отсутствует эстрогенный компонент.
В цивилизованных странах гормональные контрацептивы — самое распространенное средство предохранения от нежелательной беременности. 75 процентов женщин в Европе пользуется именно гормональными таблетками. Главное, что привлекает женщин — это простота использования (надо всего лишь принять таблетку один раз в день), и высочайшая эффективность. По надежности гормональная контрацепция уступает лишь хирургической стерилизации.
Исторически сложилось так, что в странах бывшего СССР гормональная контрацепция внедрялась с трудом. В 60–х и 70–х годах оральные контрацептивы в основном использовались в качестве препаратов для гормонотерапии, а не для контрацепции. Очевидно, это было следствием задержки развития гинекологической эндокринологии этих стран, а так же негативной установки врачей и населения, обусловленной укоренившимся представлением о вредном влиянии гормональных препаратов на организм женщины. Причём наибольшие опасения вызывала возможность возникновения онкологических заболеваний, хотя многочисленные эксперименты и клинические наблюдения свидетельствовали, что частота злокачественных новообразований матки и яичников наоборот, значительно снижалась под влиянием гормональных контрацептивов. Современные гормональные контрацептивы делятся на две большие группы:
-
комбинированные
-
чисто прогестиновые.
Комбинированные – эстроген–гестагенные препараты – выпускаются в виде таблеток (КОК – комбинированные оральные контрацептивы) и в виде инъекций (КИК – комбинированные инъекционные контрацептивы). Чисто прогестиновые контрацептивы (ЧПК) выпускаются в виде таблеток (ЧПТ), инъекций (ЧПИК), имплантантов и внутриматочных средств, содержащих прогестерон.
Механизм действия гормональных контрацептивов основан на блокаде эстрогеновых и прогестероновых рецепторов клеток органов–мишеней репродуктивной системы. Следствием этого является торможение овуляции за счёт снижения синтеза и выброса ЛГ и ФСГ, что тормозит рост и созревание доминантного фолликула в яичнике; изменении эндометриальной среды и истончении эндометрия – так называемая “железистая регрессия”, что ведёт к невозможности имплантации; изменении перистальтики маточных труб; а также уплотнении и сгущении цервикальной слизи. Благодаря такому обширному влиянию на репродуктивную систему эффективность гормональных контрацептивов приближается к эффекту стерилизации, т.е. “контрацептивная неудача” в течение первого года применения гормональных контрацептивов составляет только 0,1%.
В настоящее время во всём мире приблизительно 60 млн. женщин пользуются оральными и 12 млн. – инъекционными контрацептивами. В развитых странах потребление оральных контрацептивов среди замужних женщин в возрасте 15–44 лет колеблется от 1% в Японии (где противозачаточные таблетки были одобрены к применению только в 1987 году) до 40% в Нидерландах. В развивающихся странах тот же показатель соответствует менее 2% в Нигерии и Пакистане до 25% в Бразилии. Что касается инъекционных контрацептивов, то ими в основном пользуются женщины из развивающихся стран.
Следует отметить, что гормональная контрацепция является безопасным методом контроля рождаемости, кроме того, комбинированные контрацептивы обладают рядом положительных неконтрацептивных свойств, которые могут значительно перевесить их побочные действия и осложнения. К ним относится благоприятное влияние на менструальный цикл – уменьшаются менструальные и овуляторные боли, продолжительность и интенсивность менструальных кровотечений (что благоприятствует при лечении анемии), регулируется менструальный цикл, улучшается течение предменструального и климактерического синдрома, одновременно можно лечить такие гинекологические заболевания, как миома матки, эндометриоз, функциональные кисты яичников. Гормональные контрацептивы предохраняют от распространения инфекции в органах малого таза, являются средством профилактики климактерического остеопороза, лечения юношеских угрей, гирсутизма, выпадения волос, сухой себореи. При приёме КОК на 50% и более снижается частота рака эндометрия, причём это относится ко всем гистологическим типам рака: аденокарциноме, аденоакантоме и смешанному типу. На 40% снижается частота рака яичников (эпителиальных злокачественных опухолей). Снижается интенсивность доброкачественных заболеваний молочных желёз, фиброзно–кистозной мастопатии и мастодинии. Кроме того, при желании женщины могут отсрочить начало менструации с помощью КОК. Например, возможно удлинение менструального цикла до 90 дней путём приёма 84 таблеток в непрерывном режиме. И, наконец, с помощью КОК можно лечить эндокринное бесплодие методом ребаунт – эффекта.
Заключение. Гормональная контрацепция даёт потенциальную возможность значительного снижения количества нежелательных беременностей и вытекающих из этого абортов, а следовательно, и улучшения здоровья женщин. Гормональная контрацепция имеет особое значение для миллионов женщин, страдающих различными гинекологическими и экстрагенитальными заболеваниями, а так же рискующих забеременеть, но не применяющих регулярных методов. Вероятные побочные эффекты гормональной контрацепции почти наверняка намного меньше того вреда, который наносится организму женщины абортом или опасными родами.