По заключению экспертов ВОЗ немедикаментозные методы лечения лябильной формы артериальной гипертензии у детей и подростков могут рекомендоваться в качестве основного и даже единственного метода лечения артериальной гипертонии.
- Нормализация режима дня:
утренняя гимнастика, чередование умственной нагрузки с физическими упражнениями, прогулки не менее 2-3 часов в день, ночной сон не менее 8-10 часов, ограничение просмотра телепередач и занятий на компьютере (до 30-40 мин в день), расширение двигательного режима: занятие плаванием ,катание на лыжах, коньках , велосипед, подвижные игры.
- Фитотерапия
— седативные травы (шалфей, боярышник, пустырник, валериана, зверобой, багульник, или последовательное назначение пиона, сушеница болотная или настой листьев эвкомии и шлемника )
— мочегонные травы (брусничный лист, толокнянка, березовые почки)
Травы назначаются последовательно один курс в течение 1 месяца в квартал.
- Физиотерапия
— физиотерапевтические процедуры, обладающие седативным гипотензивным, спазмолитическим действием
— электрофорез (с 5% раствором бромистого натрия, 4% сульфат магния , 2 % раствором эуфиллина, 1% раствор папаверина)
— электросон.
Возможно ограничиться одной из вышеперечисленных процедур для лечения и профилактики артериальной гипертензии у детей, или применить 2 последовательно.
- Водные процедуры
— при симпатикотонии углекислые сульфидные ванны
— для нормализации сосудистого тонуса душ Шарко, веерный, циркулярный душ.
- Психотерапевтические методы лечения
Обязательным следует считать выяснение источников психоэмоционального напряжения с рекомендации рационального поведения для устранения конфликтов в семье и школе.
— пихофизиологический тренинг направлен на развитие форм: социально-психологической адаптации подростков, коррекцию хронического психоэмоционального напряжения, повышение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы.
Навыки, полученные в результате занятий улучшат возможность удовлетворения подростком одного из ведущих мотивов деятельности в этом возрасте – общения, модифицируя и расширяя возможность межличностного взаимодействия, в дальнейшем реализуются самостоятельно с помощью положительного условно- рефлекторного само подкрепления. Приобретая свойства, обеспечивающие устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности подростка, полученные навыки предопределяют длительность лечебно-профилактического эффекта.