Ноотропная диета в лечении умственной задержке и языковых нарушениях у детей
Одной из актуальных проблем на сегодня, является проблема повышения умственных возможностей у детей с различной неврологической патологией.
Несмотря на то, что современная медицина располагает достаточно богатым арсеналом ноотропов — препаратов, активизирующие умственную деятельность, не прекращаются поиски более новых, более физиологических, менее чужеродных и нетоксичных биостимуляторов мозга, улучшают память, обучаемость и воспроизведения заученного материала.
В последнее десятилетие появилось немало данных о активирующей (стимулирующее) функции коры головного мозга действие разнообразных пищевых продуктов, большой эффективности ряда пищевых ингредиентов. Известно, что определенные биологические пищевые субстраты, существенным образом аминокислоты, образуют строительные блоки, используемые в выработке нейромедиаторов (ацетилхолин, серотонин, ГАМК, нейрогормонов (дофамин, норепинефрин, эндорфины), определяющих активность мозга (внимание, память, процесс мышление, речь, интерес, соотношение сна и бодрствования), его гомеостатические равновесие.
В Центре с 1999 года в систему реабилитации некоторых групп детей с умственной задержкой и речевыми нарушениями (алалия, афазия, дизартрия, введена специализированная ноотропные диета. Данная диета представлена продуктами с значительным содержанием лецитина (яйцо, печень, почки, твердые сорта сыра, растительные масла , сметана, бобовые), незаменимых аминокислот, особенно триптофана (твердый сыр, печень, цыплята-бройлеры, сыр, сгущенное молоко, рыба, бобовые), витаминов группы В (крупы, особенно гречневая и овсяная, хлеб грубого или помола с отрубями, молочные продукты, овощи, прежде картофель, фрукты).
При выписке из Центра данной категории пациентов рекомендутся соблюдение и расширение ноотропной диеты с добавлением морской капусты, мяса морских беспозвоночных, рыбной икры, орехов, фруктов (прежде всего бананы и киви).
Примерное суточное меню ребенка 3-х лет. Завтрак: сладкий чай — 100-150 г, каша молочная рисовая с изюмом — 200 г, твердый сыр — 30 г, сливочное масло — 5 г, булка с отрубями — 30 г. Обед: салат из свеклы с орехами и растительным маслом — 75 г, суп лапша домашняя с курицей — 250 г, тефтели рыбные — 50 г со сложным гарниром (картофельное пюре — 100 г, зеленый горошек — 5 г, петрушка — 3 г), бананы — 50 г, кисель фруктовый — 150 г, хлеб II сорта — 75 г. Полдник: яблоки (виноград) — 100 г, сок фруктовый или овощной — 100-150 г, печенье — 30 г. Ужин: яйцо отварном — 20 г, запеканка творожная с тыквой — 100 г, оладьи — 50 г с гарниром (рагу из овощей — 100 г), какао с молоком — 150 г, хлеб II сорта — 50 г. Ужин: кефир — 100 г, пряник-50 г.
В течение 2-х лет держалась под наблюдением группа детей в возрасте от 2,5 до 7 лет (100 человек с разнообразной степенью умственной задержки – в основном легкой и средней степени и речевых нарушений), которые проходят курсы реабилитации в Центре. Из них 75 детей страдали выраженным моторным дефектом (группа детей с различными формами ДЦП), 25 детей с сохраненной двигательной активностью. У 61 ребенка диагностирована задержка умственного развития, у 20 — дизартрия, преимущественно псевдобульбарный, у 17 — моторная алалия, у 2-х детей афазия (сенсомоторная). Всем больным была прописана ноотропная диета, которой они придерживались и в последующем. Этим пациентам проводили психологическое тестирование в начале и конце курса лечения, логопедическая коррекция речевых нарушений, все дети осмотрены психиатром.
В катамнезе у 53-х детей с умственной задержкой зафиксирована положительная динамика в виде повышения коэффициента IQ за счет увеличения концентрации внимания, улучшение памяти (снижение диссоциации между механической и смысловой), воспроизведение заученного материала, нормализации эмоционального тонуса. У 11 детей с дизартрией, улучшение произнесения звуков отдельных слов, дифференцировки сходных по звучанию фонем, изложение вербального материала. 26-ь пациентов с моторной алалией приобрели навыки в виде появления первых слов или фразовой речи, отмечен рост словарного запаса, осмысление различных лексико-грамматических конструкций. Состояние одного ребенка с афазией не улучшилось.
Таким образом, введение в процесс реабилитации ноотропной диеты давать возможность вплотную приблизиться к решению проблемы более физиологической медицинской и социальной адаптации детей с умственной задержкой и речевыми нарушениями.