МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития.
Изучение физического развития детей и подростков осуществляется во время медицинских осмотров, проводимых с определенной кратностью, обусловленной анатомо-физиологическими особенностями для каждой возрастной группы. Установлена следующая кратность проведения исследований:
·в течение 1 года жизни – раз в месяц
·от 1 до 3-х лет –раз в три месяца
·от 3-х до 7-ми лет – раз в шесть месяцев
·от 7 до 18 лет – раз в год
Существует два метода сбора антропометрического материала:
1) Индивидуализирующий (лонгитудинальный, проспективный) заключается в систематическом наблюдении за физическим развитием отдельных детей (одного и того же ребенка) в течение длительного отрезка времени. Этот метод дает представление о ходе роста и развития ребенка в зависимости от факторов социальной и природной среды, действующих на организм (характер и режим питания, перенесенные заболевания, климатические факторы и др.).
2) Генерализирующий («поперечного среза», поперечного сечения популяции) заключается в относительно одномоментном исследовании больших групп детей. На основе метода разрабатывают стандарты физического развития, устанавливают общие закономерности роста и развития, этнические особенности и проводят эколого-гигиеническую оценку территории.
Унифицированная методика изучения физического развития.
Для изучения физического развития используется унифицированная методика антропометрических исследований, которая предусматривает соблюдение следующих принципов:
- Использование единых условий измерений – исследования проводятся на раздетом ребенке, в теплом помещении, в первую половину дня, при естественном освещении.
- Все измерения проводятся с использованием единых антропометрических точек.
- Используется стандартный выверенный инструментарий.
- Данные антропометрических исследований заносят в индивидуальную для каждого обследуемого антропометрическую карту, содержащую основные сведения о ребенке.
Унифицированная антропометрическая методика позволяет выделить 3 группы показателей физического развития.