Комплексная оценка физического развития детей и подростков
Оглавление |
---|
Комплексная оценка физического развития |
Половое созревание |
Примеры комплексной оценки морфофункционального развития |
При организации профилактической работы и различных видов деятельности детей и подростков все большее признание получает принцип дифференцированного индивидуального подхода, который базируется на внутригрупповых типологических особенностях развития растущего организма.
Под внутригрупповыми особенностями следует понимать разнообразие показателей морфофункционального развития в пределах качественно однородной группы (возрастно-половая группа). Для выявления внутригрупповых особенностей развития необходимо изучение всего комплекса соматометрических, физиометрических и соматоскопических признаков. Конечной целью такого обследования является комплексная оценка морфофункционального развития, которая предусматривает определение биологического возраста ребенка и гармоничности морфофункционального развития. Учитывая, что это более трудоемкий метод, его рекомендуют в тех возрастных группах детей, которые осматриваются бригадным методом.
Для характеристики индивидуального развития человека, кроме паспортного, или хронологического возраста часто используют такие понятия как биологический, психический, социальный возраст. Тем самым подчеркивается сложность, многоплановость понятия «возраст человека», как важнейшей биологической характеристики онтогенетического развития. Паспортный возраст — это число прожитых человеком лет от рождения, остальные понятия характеризуют качественные изменения в организме в связи с его биологической и социальной зрелостью.
Биологический возраст — это достигнутый уровень морфофункционального развития организма, определенный относительно средних возрастно-половых нормативов. Его сравнивают с паспортным возрастом. По уровню биологического созревания выделяют 3 группы:
1. Биологический возраст соответствует паспортному.
2. Биологический возраст отстает от паспортного.
3. Биологический возраст опережает паспортный.
Распределение детей по биологическому возрасту представлено в таблице 3. В период полового созревания увеличивается доля школьников с крайними отклоняющимися вариантами развития.
Таблица 3
Распределение детей и подростков по биологическому возрасту в разные периоды развития (%).
Пол
Биологический возраст
Отстает
Соответствует
Опережает
Допубертатный и препубертатный период
Мальчики
14
77
9
Девочки
10
77
13
Пубертатный период
Мальчики
16
71
13
Девочки
15
69
15
Необходимость учета биологического возраста при оценке физического развития диктуется тем, что темпы созревания отдельных индивидуумов неодинаковы. Выявление детей с крайними вариантами развития способствует ранней диагностике заболеваний и состояний «предболезни». Кроме того, знание биологического возраста ребенка или подростка необходимо при решении вопросов гигиенического нормирования различных видов деятельности.
Дети, биологический возраст которых соответствует паспортному или опережает его, обычно адекватно реагируют на учебную нагрузку. Значительная часть детей с замедленным уровнем биологического развития испытывает большие трудности при обучении в школе, особенно в начальном периоде. В ходе учебных занятий у них наблюдается выраженное снижение работоспособности и преждевременное появление утомления. Эти дети имеют худшие показатели успеваемости, которые обусловлены сниженным уровнем биологической зрелости их организма, и, прежде всего, сниженной работоспособностью. Напряжение, которое они испытывают при обучении, отражается на состоянии их здоровья. У значительной части детей с замедленным биологическим развитием в процессе обучения ухудшаются показатели состояния здоровья как за счет возникновения патологии и нарастания ее со стороны систем, испытывающих наибольшее напряжение при обучении (нервная, сердечно-сосудистая система и опорно-двигательный аппарат), так и за счет высокой заболеваемости в течении учебного года. Эти дети имеют сниженные показатели физической подготовленности, особенно по скоростно-силовым качествам и выносливости. Учитывая то, что функциональные возможности детей с замедленным биологическим развитием снижены, что они не справляются с нагрузками, рассчитанными на их сверстников, возникает необходимость в активном выявлении таких детей с целью индивидуального подхода к нормированию умственных и физических нагрузок и диспансерного наблюдения за состоянием их здоровья. В то же время у детей с ускоренным биологическим развитием часто наблюдается неодновременность и дисгармоничность роста и развития, что может привести к нарушениям здоровья.
Критерии биологического возраста.
Для определения биологического возраста ребенка используют оценку развития таких морфофункциональных показателей, которые имеют отчетливые генетически детерминированные изменения в процессе роста и развития, при сравнительно небольшой вариабельности у отдельных индивидуумов, мало зависимые от уровня тренированности и определяемые быстрыми, малотрудоемкими методами, что позволяет характеризовать уровень достигнутого ребенком развития при массовых медицинских обследованиях.
Исследования показывают, что состояние костной системы, определенное по числу точек и ядер окостенения кисти («уровень оссификации»), наиболее точно отражает общие процессы развития организма и является информативным показателем биологического возраста. Однако, при массовых исследованиях физического развития детей и подростков проведение рентгенологических исследований является весьма проблематичным.
Путем математической обработки было выявлено, что в разные возрастные периоды в тесной корреляционной зависимости со степенью окостенения скелета кисти находятся разные признаки соматического развития.
В дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее информативными критериями биологического развития признаны: степень развития постоянных зубов (является ведущим критерием), длина, масса тела и окружность грудной клетки (дополнительные критерии).
Для оценки биологического возраста значение имеет соотношение длины, массы тела и окружности грудной клетки ребенка, которое определяет темповый соматотип. Детей мезосоматического типа характеризует средний темп созревания, биологический возраст у них соответствует паспортному. Дети микросоматического типа имеют замедленный темп возрастного развития с отставанием биологического возраста от паспортного. У детей с макросоматическим типом регистрируется ускоренное развития, которое является проявлением опережающего варианта биологического возраста.
Степень развития постоянных зубов.
Сроки прорезывания разных категорий зубов (первые моляры, центральные резцы и т.д.) приурочены к конкретному паспортному возрасту, при этом соблюдается определенная последовательность прорезывания. Зубы в нижней челюсти развиваются несколько раньше, чем в верхней. Отклонение в сроках и очередности прорезывания свидетельствуют об отклонении не только в развитии зубочелюстной системы, но и в целом организма. По степени развития постоянных зубов в одной возрастно-половой группе выделяют школьников, у которых прорезывание зубов соответствует паспортному возрасту, отстает или опережает его. В таблице 4 приведены возрастные нормативы диапазона постоянных зубов для мальчиков и девочек для трех вариантов биологического возраста.
Таблица 4
Развитие постоянных зубов у мальчиков и девочек
Паспортный
возраст,
годы
Диапазон постоянных зубов у детей с вариантами биологического возраста
Мальчики
Девочки
Отстает
Соответствует
Опережает
Отстает
Соответствует
Опережает
5
0
1 и более
0
1 и более
5,5
0 – 2
3 и более
0 – 3
4 и более
6
0 – 4
5 и более
0 – 6
7 и более
6,5
0 – 1
2 – 8
9 и более
0 – 1
2 – 10
11 и более
7
5 и менее
6 – 11
12 и более
7 и менее
8 – 12
13 и более
8
7 и менее
8 – 13
14 и более
9 и менее
10 – 14
15 и более
9
9 и менее
10 – 15
16 и более
11 и менее
12 – 16
17 и более
10
11 и менее
12 – 20
21 и более
11 и менее
12 и более
11
14 и менее
15 – 24
25 и более
—
12
20 и менее
21 и более
—
Дети с ускоренным и замедленным темпом развития постоянных зубов направляются на консультацию к детскому эндокринологу.
К моменту начала полового созревания перечисленные критерии постепенно утрачивают свою информативность и основное значение для диагностики биологического возраста приобретает достигнутый уровень полового созревания, который отражает половая формула.
Определение уровня полового созревания является крайне важным с практической точки зрения. Развитие вторичных половых признаков и становление функции половых органов характеризуют уровень биологического развития организма в целом, в определенной мере отражая степень зрелости нейроэндокринных механизмов регуляции физиологических процессов в период пубертатной перестройки, а также являются одним из значимых показателей формирования и становления репродуктивной функции молодого организма.
Развитие вторичных половых признаков приурочено к определенному паспортному возрасту и происходит в строгой последовательности, нарушение которой может свидетельствовать об отклонениях в нормальном ходе развития.
Появление вторичных половых признаков у большинства мальчиков отмечено в 10-11 лет. Половое созревание начинается с пубертатной ломки голоса мутации (V), которая у большинства мальчиков приходиться на 11-12 лет. В 12-13 лет начинается лобковое оволосение (Р), в 14 лет отмечается увеличение щитовидного хряща (L) и подмышечное оволосение (Ах). В 14-15 лет появляется оволосение лица (F). Развитие вторичных половых признаков продолжается в течение нескольких лет. К 15 годам у большинства мальчиков устанавливается мужской тембр голоса, отмечается 3-я стадия оволосения лобка, 2-3 стадия оволосения подмышечных впадин.
Половое созревание девочек начинается раньше, чем у мальчиков — в 9-10 лет. Первыми начинают развиваться молочные железы (Ма), и в 11 лет у большинства девочек имеется 1-2-я стадия их развития. Затем в 11-12 лет идет оволосение лобка (Р), позднее появляется оволосение подмышечных впадин (Ах).3-й степени развития молочная железа достигает у большинства девочек в 13 лет, оволосение на лобке — в 14 лет, в аксиллярной области — в 15 лет. Ведущим критерием полового созревания является возраст первой менструации — менархе (Me). С появлением менархе в организме девочек начинается циклическое функционирование системы гипоталамус-гипофиз-яичники, отражающее переломный момент в созревании этой системы, а также всего организма. Средний возраст менархе составляет 13 лет 01 месяц. Физиологически ранним можно считать наступление менархе до 12 лет, поздним — после 14 лет.
Развернутая оценка по полной половой формуле производится с использованием баллов полового созревания (стандарты Т.М. Максимовой). Каждый признак половой формулы оценивается в баллах по Приложению 1. Далее баллы суммируются и по этой сумме определяется вариант биологического развития с использованием таблицы 5 для мальчиков и таблицы 6 для девочек.
Таблица 5
СТАНДАРТЫ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ
Возраст
Формулы нормального развития
Отставание
Баллы нормального развития
Опережение
12 лет
от V0P0L0Ax0F0
до V1P1L0Ax0F0
от 0 до 1,8
более 1,8
13 лет
от V1P0L0Ax0F0
до V2P3L2Ax2F1
менее 0,7
от 0,7 до 9,5
более 9,5
14 лет
от V1P2L0Ax0F0
до V2P3L2Ax2F1
менее 2,9
от 2,9 до 9,5
более 9,5
15 лет
от V1P4L1Ax0F0
до V2P5L2Ax3F2
менее 5,7
от 5,7 до 14,3
более 14,3
16 лет
от V2P4L1Ax2F1
до V2P5L2Ax4F3
менее 10,0
10,0 и более
17 лет
от V2P4L2Ax2F1
до V2P5L2Ax4F3
менее 10,6
10,6 и более
Таблица 6
СТАНДАРТЫ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК
Возраст
Формулы нормального развития
Отставание
Баллы нормального развития
Опережение
10 лет
от Ма0Р0Ах0Ме0
до Ма2Р1Ах0Ме0
от 0 до 2,7
более 2,7
11 лет
от Ма1Р0Ах0Ме0
до Ма2Р1Ах0Ме0
менее 1,2
от 1,2 до 2,7
более 2,7
12 лет
от Ма1Р0Ах0Ме0
до Ма3Р3Ах1Ме1
менее 1,2
от 1,2 до 7,0
более 7,0
13 лет
от Ма2Р2Ах0Ме0
до Ма3Р3Ах2Ме3
менее 3,0
от 3,0 до 11,6
более 11,6
14 лет
от Ме3Р2Ах2Ме0
до Ма3Р3Ах3Ме3
менее 5,0
от 5,0 до 12,0
15 лет
от Ма3Р3Ах2Ме3
до Ма3Р3Ах3Ме3
менее 11,6
от 11,6 и выше
Наличие отклонений в половом созревании является показанием для консультации эндокринолога, андролога, гинеколога и др. специалистов.
На этапах завершения ростовых процессов прослеживается определенная связь между темпом созревания и типом телосложения. Принадлежность к тому или иному типу конституции служит диагностическим тестом для определения скорости возрастного развития. Так, например, ускоренное половое созревание типично для девочек дигестивного и мышечного типов. Девочки астеноидного типа в период полового созревания нередко отстают от своих сверстниц. Эти различия прослежены по степени выраженности вторичных половых признаков и возрасту первой менархе. Ускоренное половое созревание типично для мальчиков мышечного телосложения, позднее развиваются представители дигестивного и астеноидного типов.
Детям и подросткам, отнесенным в одну из групп по темпам созревания (опережает, соответствует, отстает), необходимо дать врачебную оценку. Дети, биологический возраст которых соответствует паспортному, относятся к 1-й группе здоровья. Отставание или опережение биологического возраста по отношению к паспортному сопровождается дисбалансом процессов роста и развития, что нередко приводит к функциональным нарушениям нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Поэтому такие дети относятся ко 2-й группе здоровья.
Школьникам с отставанием в развитии показаны индивидуальные и групповые формы обучения с целью коррекции у них пониженной работоспособности и предупреждения отклонений в состоянии здоровья, особенно со стороны нервной системы. Дифференцированный подход к обучению этих детей может быть осуществлен путем уменьшения объема заданий, особенно носящих характер упражнения, снижения объема трудовых операций на уроках труда, а по возможности и предоставления этим детям дополнительного дня отдыха в течении учебной недели. Следует проконтролировать рабочее место детей с отставанием в развитии: учебный стол и стул меньших размеров, подставка под ноги у доски, в мастерских по трудовому обучению.
Важная роль по оздоровлению данного контингента принадлежит питанию. Дети с отставанием в развитии нередко имеют сниженный аппетит. Поэтому в небольшом объеме пищи необходимо обеспечить поступление в их организм достаточного количества веществ, стимулирующих рост и развитие: белок растительного происхождения, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, соли кальция, фосфора, железа, меди, йода, фтора. Несколько ограничивают употребление животных жиров, кроме сливочного масла, продуктов с их высоким содержанием, исключается грубая раздражающая и высокообъемная пища. Рекомендуется использовать продукты повышенной биологической ценности.
Для школьников с избыточным жироотложением и ожирением питание, направленное на нормализацию массы тела, контролируется режим их двигательной активности.
Гармоничность морфофункционального состояния оценивается по совокупности следующих параметров — пропорциональность развития по ИМТ (ИП), функциональное состояние (ЖЕЛ, динамометрия), гемодинамические показатели – с использованием схемы (Таблица 7).
Таблица 7
Схема оценки гармоничности морфофункционального развития
Параметры
Гармоничное развитие
Дисгармоничное развитие
Пропорциональность развития по ИМТ (ИП)
Нормальный ИМТ (ИП)
Низкие или высокие значения ИМТ (ИП)
Показатели ЖЕЛ, динамометрии
Удовлетворительные и высокие значения ЖЕЛ и динамометрии
Неудовлетворительные значения ЖЕЛ и динамометрии
Гемодинамические показатели
САД, ДАД и ЧСС соответствуют возрастным нормативам
Пограничные значения САД, ДАД, ЧСС; гипо- и гипертензия, тахи- и брадикардия.
Примеры комплексной оценки морфофункционального развития
Пример №1: Девочка — 3 года 1 мес 12 дней. Паспортный возраст 3 года.
Длина тела 94 см — 4 ц.и. (средняя), масса тела 13,8 кг — 4 ц.и. (средняя), И.П.- 4 ц.и., окружность грудной клетки 53 см — 5 ц.и. (средняя), частота сердечных сокращений 113 уд/мин — 5 ц.и. (среднее).
Заключение:
Группа физического развития — нормальное физическое развитие.
Уровень биологического развития: соответствует паспортному возрасту.
Морфофункциональное состояние: гармоничное.
Пример №2: Девочка 5 лет 7 мес 4 дня. Паспортный возраст 5 лет 6 мес.
Длина тела 101 см — 1 ц.и. (очень низкая), масса тела 15,8 кг — 2 ц.и. (низкая), И.П.- 3 ц.и., окружность грудной клетки 53 см — 3 ц.и. (пониженная), жизненная емкость легких 890 мл — 3 ц.и. (пониженная), мышечная сила правой кисти 3 кг — 2 ц.и. (низкая), мышечная сила левой кисти 2 кг — 3 ц.и. (пониженная), систолическое артериальное давление 88 мм рт.ст.- 4 ц.и. (среднее), диастолическое артериальное давление 54 мм рт.ст.- 4 ц.и. (среднее), частота сердечных сокращений 104 уд/мин — 5 ц.и. (среднее).
Заключение:
Группа физического развития — отклонения в развитии (низкая длина тела при нормальных значениях массы тела).
Уровень биологического развития- соответствует паспортному возрасту.
Морфофункциональное состояние дисгармоничное: жизненная емкость легких удовлетворительная, мышечная сила неудовлетворительные, гемодинамические показатели нормальные.
Ребенок нуждается в консультации педиатра.
Пример №3: Девочка 8 лет 2 мес 4 дня. Паспортный возраст — 8 лет.
Длина тела 140 см — 8 ц.и. (очень высокая), масса тела 38 кг — 8 ц.и. (очень высокая), окружность грудной клетки 70 см — 7 ц.и. (высокая), ИМТ 19.4 — 7 ц.и., жизненная емкость легких 1750 мл — 6 ц.и. (повышенная), мышечная сила правой руки 5 кг — 5 ц.и. (средняя), мышечная сила левой руки 3.5 кг — 5 ц.и. (средняя), систолическое артериальное давление 105 мм рт.ст. — 8 ц.и. (очень высокое), диастолическое артериальное давление 62 мм рт.ст. — 6 ц.и. (повышенное), частота сердечных сокращений 99 уд/мин — 6 ц.и. (повышенное), толщина жировой складки (живот) 3.0 см — 7 ц.и. (высокая),число постоянных зубов 16 (опережает паспортный возраст).
Заключение:
Группа физического развития — отклонения в развитии (высокая длина тела при высоких значениях массы тела).
Уровень биологического развития: опережает паспортный возраст.
Морфофункциональное состояние дисгармоничное: жизненная емкость легких высокая, мышечная сила удовлетворительные, артериальная гипертензия.
Ребенок нуждается в консультации педиатра.
Пример №4: Девочка 11 лет 1 мес. 2 дня. Паспортный возраст — 11 лет.
Длина тела 160 см- 8 ц.и. (очень высокая), масса тела 34 кг — 4 ц.и. (средняя), ИМТ.- 1 ц.и., окружность грудной клетки 62 см — 3 ц.и. (пониженная), жизненная емкость легких 2000 мл — 4 ц.и. (средняя), мышечная сила правой кисти 6 кг — 3 ц.и. (пониженная), мышечная сила левой кисти 5 кг — 3 ц.и. (пониженная), систолическое артериальное давление 82 мм рт.ст. — 2 ц.и. (низкое), диастолическое артериальное давление 54 мм рт.ст. — 3 ц.и. (пониженное), частота сердечных сокращений 92 уд/мин — 5 ц.и. (среднее), толщина жировой складки (живот) 1,0 см — 3 ц.и. (пониженная), толщина жировой складки (плечо) 1,0 см — 3 ц.и. (пониженная), половая формула — Ма1,Р0,Ах0,Ме0 — 1.2 балла (нормальное развитие).
Заключение:
Группа физического развития — отклонения в развитии (высокая длина тела при очень низких значениях массы тела).
Уровень биологического развития: соответствует паспортному возрасту.
Морфофункциональное состояние дисгармоничное: жизненная емкость легких и мышечная сила удовлетворительныее, пограничные значения САД и ЧСС.
Ребенок нуждается в консультации педиатра.
Пример №5: Мальчик 13 лет 2 мес. 16 дней. Паспортный возраст — 13 лет.
Длина тела 155 см — 4 ц.и. (средняя), масса тела 35 кг — 3 ц.и. (пониженная), ИМТ 14.6 — 2 ц.и., окружность грудной клетки 70 см — 4 ц.и. (средняя), жизненная емкость легких 2200 мл — 3 ц.и. (пониженная), мышечная сила правой кисти 12кг — 3 ц.и. (пониженная), мышечная сила левой кисти 11 кг — 3 ц.и., (пониженная), систолическое артериальное давление 102 мм рт.ст. — 5 ц.и. (среднее), диастолическое артериальное давление 62 мм рт.ст. — 4 ц.и. (среднее), частота сердечных сокращений 80 уд/мин — 4 ц.и. (среднее), толщина жировой складки (живот) 0,9 см — 3 (пониженная), толщина жировой складки (плечо) 0,9 см — 3 ц.и. (пониженная), половая формула — V0,Р0,Ах0,F0,L0 -0 баллов (отставание),
Заключение:
Группа физического развития — отклонения в развитии (сниженная масса тела).
Уровень биологического развития: отстает от паспортного возраста.
Морфофункциональное состояние дисгармоничное: жизненная емкость легких и мышечная сила удовлетворительные, гемодинамические показатели в пределах возрастной нормы.
Ребенок нуждается в консультации педиатра.
Пример №6: Девочка 14 лет 10 мес. 2 дня. Паспортный возраст — 15 лет.
Длина тела 174 см- 8 ц.и. (очень высокая), масса тела 58 кг — 6 ц.и. (повышенная), ИМТ 19.2 — 5 ц.и., окружность грудной клетки 82 см — 6 ц.и. (повышенная), жизненная емкость легких 2900 мл — 5 ц.и. (средняя), мышечная сила правой кисти 19 кг — 6 ц.и. (повышенная), мышечная сила левой кисти 18 кг — 6 ц.и. (повышенная), систолическое артериальное давление 114 мм рт.ст. — 5 ц.и. (среднее), диастолическое артериальное давление 70 мм рт.ст. — 5 ц.и. (среднее), частота сердечных сокращений 82 уд/мин — 4 ц.и. (среднее), толщина жировой складки (живот) 2,5 см — 5 ц.и. (средняя), толщина жировой складки (плечо) 2,0 см — 5 ц.и. (средняя), половая формула — Ма3,Р3,Ах3,Ме3 — 12 баллов (нормальное развитие), спина прямая, грудная клетка цилиндрической формы, эпигастральный угол прямой. живот прямой, ногие прямые, костяк 2.5 балла, развитие мускулатуры 2.5 балла, жироотложение 2 балла (тип телосложения — мышечный).
Заключение:
Группа физического развития — отклонения в развитии (высокая длина тела при нормальных значениях массы тела).
Уровень биологического развития: соответствует паспортному возрасту.
Морфофункциональное состояние гармоничное: жизненная емкость легких удовлетворительная, мышечная сила высокая, гемодинамические показатели в пределах возрастной нормы.
Девочка нуждается в консультации педиатра.
Пример №7: Мальчик 16 лет 1 мес. 2 дня. Паспортный возраст — 16 лет.
Длина тела 178 см — 5 ц.и. (средняя), масса тела 85 кг — 8 ц.и. (высокая), ИМТ 26.8 -8 ц.и., окружность грудной клетки 95 см — 7 ц.и. (высокая), жизненная емкость легких 4300 мл — 6 ц.и. (повышенная), мышечная сила правой кисти 46 кг — 7 ц.и. (высокая), мышечная сила левой кисти 44 кг — 7 ц.и. (высокая), систолическое артериальное давление 126 мм рт.ст. — 6 ц.и. (повышенное), диастолическое артериальное давление 78 мм рт.ст. — 5 ц.и. (среднее), частота сердечных сокращений 74 — 4 ц.и. (среднее), толщина жировой складки (живот) 4,5 см — 8 (очень высокеая), толщина жировой складки (плечо) 3,0 см — 8 (очень высокеая), половая формула V2,Р4, L2,Ах4. F4 — 17.4 балла (опережает паспортный возраст), спина уплощенная, грудная клетка конусовидной формы, эпигастральный угол тупой. живот выпуклый, ногие иксобразные, костяк 3 балла, развитие мускулатуры 2.0 балла, жироотложение 3 балла (тип телосложения — дигестивный).
Заключение:
Группа физического развития — отклонения в развитии (высокая масса тела).
Уровень биологического развития: опережает паспортный возраст.
Морфофункциональное состояние дисгармоничное: жизненная емкость легких и мышечная сила высокие, гемодинамические показатели в пределах возрастной нормы.
Ребенок нуждается в консультации педиатра.