Необходимость проведения мониторинга физического развития детей
Здоровье подрастающего поколения, развитие и совершенствование его охраны является одной из приоритетных задач современного государства, т.к. от эффективности ее решения зависит дальнейший ход социально-экономического и культурного развития общества. Разработка эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков, должна базироваться на основе максимально точных данных о состоянии здоровья с учетом факторов, его формирующих. Важнейшим инструментом первичного контроля за состоянием здоровья является индивидуальная и коллективная оценка роста и развития подрастающего поколения, основанная на изучении параметров физического развития однородных групп детского населения.
Динамика показателей здоровья и физического развития является основным критерием качества и эффективности работы детских поликлиник, медицинского персонала образовательных учреждений, а также деятельности санитарно-эпидемиологической службы.
В целях совершенствования работы по укреплению здоровья и физического развития детского населения Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 916 утверждено Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Необходимость проведения мониторинга физического развития детей и подростков обусловлена:
- ухудшением физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья при воспитании и обучении в современных образовательных учреждениях, которые характеризуются интенсификацией образовательного процесса, многообразием форм обучения и видов учебных нагрузок;
- различиями в темпах физического развития и биологического созревания современных детей;
- необходимостью совершенствования медицинского обеспечения детей, находящихся на попечении государства;
- реформированием системы медицинской помощи детям подросткового возраста, которое требует принятия действенных мер по подготовке юношей к военной службе.
Антропометрические обследования детских организованных коллективов, в которых обучаются и воспитываются дети в основном с 3-х до 17-ти лет, обязательны при проведении периодических медицинских осмотров, качество которых тесно связано с правильной интерпретацией данных по физическому развитию (Приказ № 186/272 от 30.06.1992 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»; Приказ № 60 от 14.03.1995 г. «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов», Приказ № 621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей»). Это возможно только при наличии комплекса современных нормативных показателей или стандартов развития.
Все способы индивидуальной оценки физического развития школьников предполагают и основываются на создании стандарта-норматива. Норма рассматривается как качественно определенное состояние, т.к. она должна отражать реально существующие возрастные, половые, региональные и другие особенности контингента по обсуждаемому признаку. В практической деятельности нормами служат интервалы величин, в которых расположены показатели "большинства" здоровых детей данной возрастно-половой группы. Сама достаточная по численности группа, на основании обследования которой выводятся нормы, носит название эталонной, или референтной.
Создание региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц – важный и трудоемкий процесс, в основе которого лежит одномоментное обследование больших групп детей. На современном этапе при создании оценочных таблиц актуальны следующие методические подходы.
Во-первых, большинство отечественных исследователей и специалисты ВОЗ рекомендуют использование центильного метода непараметрического анализа для оценки показателей морфофункционального развития.
Во-вторых, существенную роль при создании стандартов играют пространственно-временные ограничения. Накопленные в пределах РФ данные, характеризующие размеры тела детей и подростков, свидетельствуют об этнической и территориальной дифференциации – установлены достоверные различия в показателях физического развития городских и сельских детей, а также детей разной национальности. Выраженное разнообразие имеет свои причины, связанные с генетическими и социально-экономическими характеристиками территорий. Тезис о пространственном ограничении действия стандарта диктует необходимость создания оценочных таблиц разного территориального уровня, выделяемого не только по национальной принадлежности, но и для городского и сельского населения детского возраста.
Временные ограничения определяются динамичностью ростовых процессов, отражающих эпохальные тенденции (акселерацию, децелерацию развития), изменения условий жизни, питания, состояния окружающей среды. Это обусловливает необходимость периодического регулярного пересмотра нормативов физического развития детей и подростков через 5-10 лет. С момента создания последнего стандарта физического развития для детей и подростков г. Нижнего Новгорода прошло более 20 лет. За это время ростовые процессы детского населения претерпели существенные изменения.
Процесс акселерации у современных школьников крупных промышленных городов стабилизировался. Отмечен феномен грацилизации, или лептосомизации, обхватных размеров у современных детей. Резко снизились физиометрические показатели во всех возрастно-половых группах учащихся. Эти явления могут быть расценены как завершение процесса ускоренного роста и созревания к концу XX-го века и постепенная смена акселерации ретардацией. Распространенность дефицита массы тела у современных детей и подростков стала представлять угрозу оборонному и трудовому потенциалам ряда государств (16% детей среди мало обеспеченных семей в США, до 15% допризывников в РФ). Определено замедление полового созревания подростков обоих полов, особенно выраженное у мальчиков.
Следует отметить негативное общебиологическое влияние загрязнения атмосферы на рост и развитие детей. Интенсивное загрязнение способствует недостаточности поступления ультрафиолетовых лучей, что затрудняет выработку эндогенного витамина Д и замедляет ростовые процессы на всех стадиях онтогенеза. У современных дошкольников и школьников достоверно снижаются функциональные возможности (мышечная сила и жизненная емкость легких).
Поэтому назрела необходимость разработки новых корректных нормативов физического развития на основе современных методических подходов.