Половое созревание

Половое созревание

Оглавление
Комплексная оценка физического развития
Половое созревание
Примеры комплексной оценки морфофункционального развития

К моменту начала полового созревания перечисленные критерии постепенно утрачивают свою информативность и основное значение для диагностики биологического возраста приобретает достигнутый , который отражает половая формула.

перечисленные критерии постепенно утрачивают свою информативность и основное значение для диагностики биологического возраста приобретает достигнутый уровень полового созревания, который отражает половая формула.

Определение уровня полового созревания является крайне важным с практической точки зрения. Развитие вторичных половых признаков и становление функции половых органов характеризуют уровень биологического развития организма в целом, в определенной мере отражая степень зрелости нейроэндокринных механизмов регуляции физиологических процессов в период пубертатной перестройки, а также являются одним из значимых показателей формирования и становления репродуктивной функции молодого организма.

Развитие вторичных половых признаков приурочено к определенному паспортному возрасту и происходит в строгой последовательности, нарушение которой может свидетельствовать об отклонениях в нормальном ходе развития.

Появление вторичных половых признаков у большинства мальчиков отмечено в 10-11 лет. Половое созревание начинается с пубертатной ломки голоса мутации (V), которая у большинства мальчиков приходиться на 11-12 лет. В 12-13 лет начинается лобковое оволосение (Р), в 14 лет отмечается увеличение щитовидного хряща (L) и подмышечное оволосение (Ах). В 14-15 лет появляется оволосение лица (F). Развитие вторичных половых признаков продолжается в течение нескольких лет. К 15 годам у большинства мальчиков устанавливается мужской тембр голоса, отмечается 3-я стадия оволосения лобка, 2-3 стадия оволосения подмышечных впадин.

Половое созревание девочек начинается раньше, чем у мальчиков — в 9-10 лет. Первыми начинают развиваться молочные железы (Ма), и в 11 лет у большинства девочек имеется 1-2-я стадия их развития. Затем в 11-12 лет идет оволосение лобка (Р), позднее появляется оволосение подмышечных впадин (Ах).3-й степени развития молочная железа достигает у большинства девочек в 13 лет, оволосение на лобке — в 14 лет, в аксиллярной области — в 15 лет. Ведущим критерием полового созревания является возраст первой менструации — менархе (Me). С появлением менархе в организме девочек начинается циклическое функционирование системы гипоталамус-гипофиз-яичники, отражающее переломный момент в созревании этой системы, а также всего организма. Средний возраст менархе составляет 13 лет 01 месяц. Физиологически ранним можно считать наступление менархе до 12 лет, поздним — после 14 лет.

Развернутая оценка по полной половой формуле производится с использованием баллов полового созревания (стандарты Т.М. Максимовой). Каждый признак половой формулы оценивается в баллах по Приложению 1. Далее баллы суммируются и по этой сумме определяется вариант биологического развития с использованием таблицы 5 для мальчиков и таблицы 6 для девочек.

Таблица 5

СТАНДАРТЫ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ

Возраст

Формулы нормального развития

Отставание

Баллы нормального развития

Опережение

12 лет

от V0P0L0Ax0F0

до V1P1L0Ax0F0

от 0 до 1,8

более 1,8

13 лет

от V1P0L0Ax0F0

до V2P3L2Ax2F1

менее 0,7

от 0,7 до 9,5

более 9,5

14 лет

от V1P2L0Ax0F0

до V2P3L2Ax2F1

менее 2,9

от 2,9 до 9,5

более 9,5

15 лет

от V1P4L1Ax0F0

до V2P5L2Ax3F2

менее 5,7

от 5,7 до 14,3

более 14,3

16 лет

от V2P4L1Ax2F1

до V2P5L2Ax4F3

менее 10,0

10,0 и более

17 лет

от V2P4L2Ax2F1

до V2P5L2Ax4F3

менее 10,6

10,6 и более

Таблица 6

СТАНДАРТЫ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК

Возраст

Формулы нормального развития

Отставание

Баллы нормального развития

Опережение

10 лет

от Ма0Р0Ах0Ме0

до Ма2Р1Ах0Ме0

от 0 до 2,7

более 2,7

11 лет

от Ма1Р0Ах0Ме0

до Ма2Р1Ах0Ме0

менее 1,2

от 1,2 до 2,7

более 2,7

12 лет

от Ма1Р0Ах0Ме0

до Ма3Р3Ах1Ме1

менее 1,2

от 1,2 до 7,0

более 7,0

13 лет

от Ма2Р2Ах0Ме0

до Ма3Р3Ах2Ме3

менее 3,0

от 3,0 до 11,6

более 11,6

14 лет

от Ме3Р2Ах2Ме0

до Ма3Р3Ах3Ме3

менее 5,0

от 5,0 до 12,0

15 лет

от Ма3Р3Ах2Ме3

до Ма3Р3Ах3Ме3

менее 11,6

от 11,6 и выше

Наличие отклонений в половом созревании является показанием для консультации эндокринолога, андролога, гинеколога и др. специалистов.

На этапах завершения ростовых процессов прослеживается определенная связь между темпом созревания и типом телосложения. Принадлежность к тому или иному типу конституции служит диагностическим тестом для определения скорости возрастного развития. Так, например, ускоренное половое созревание типично для девочек дигестивного и мышечного типов. Девочки астеноидного типа в период полового созревания нередко отстают от своих сверстниц. Эти различия прослежены по степени выраженности вторичных половых признаков и возрасту первой менархе. Ускоренное половое созревание типично для мальчиков мышечного телосложения, позднее развиваются представители дигестивного и астеноидного типов.

Детям и подросткам, отнесенным в одну из групп по темпам созревания (опережает, соответствует, отстает), необходимо дать врачебную оценку. Дети, биологический возраст которых соответствует паспортному, относятся к 1-й группе здоровья. Отставание или опережение биологического возраста по отношению к паспортному сопровождается дисбалансом процессов роста и развития, что нередко приводит к функциональным нарушениям нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Поэтому такие дети относятся ко 2-й группе здоровья.

Школьникам с отставанием в развитии показаны индивидуальные и групповые формы обучения с целью коррекции у них пониженной работоспособности и предупреждения отклонений в состоянии здоровья, особенно со стороны нервной системы. Дифференцированный подход к обучению этих детей может быть осуществлен путем уменьшения объема заданий, особенно носящих характер упражнения, снижения объема трудовых операций на уроках труда, а по возможности и предоставления этим детям дополнительного дня отдыха в течении учебной недели. Следует проконтролировать рабочее место детей с отставанием в развитии: учебный стол и стул меньших размеров, подставка под ноги у доски, в мастерских по трудовому обучению.

Важная роль по оздоровлению данного контингента принадлежит питанию. Дети с отставанием в развитии нередко имеют сниженный аппетит. Поэтому в небольшом объеме пищи необходимо обеспечить поступление в их организм достаточного количества веществ, стимулирующих рост и развитие: белок растительного происхождения, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, соли кальция, фосфора, железа, меди, йода, фтора. Несколько ограничивают употребление животных жиров, кроме сливочного масла, продуктов с их высоким содержанием, исключается грубая раздражающая и высокообъемная пища. Рекомендуется использовать продукты повышенной биологической ценности.

Для школьников с избыточным жироотложением и ожирением питание, направленное на нормализацию массы тела, контролируется режим их двигательной активности.

Гармоничность морфофункционального состояния оценивается по совокупности следующих параметров — пропорциональность развития по ИМТ (ИП), функциональное состояние (ЖЕЛ, динамометрия), гемодинамические показатели – с использованием схемы (Таблица 7).

Таблица 7

Схема оценки гармоничности морфофункционального развития

Параметры

Гармоничное развитие

Дисгармоничное развитие

Пропорциональность развития по ИМТ (ИП)

Нормальный ИМТ (ИП)

Низкие или высокие значения ИМТ (ИП)

Показатели ЖЕЛ, динамометрии

Удовлетворительные и высокие значения ЖЕЛ и динамометрии

Неудовлетворительные значения ЖЕЛ и динамометрии

Гемодинамические показатели

САД, ДАД и ЧСС соответствуют возрастным нормативам

Пограничные значения САД, ДАД, ЧСС; гипо- и гипертензия, тахи- и брадикардия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *